"Разговоры о важном". Тема занятия «Арктика — территория развития».
10.02.2025
Сегодня, 10.02.2025 года, начало учебной недели в нашей школе началось с торжественной линейки, выноса флага РФ и исполнения гимна. Директор школы Калугина О.А. ознакомила с итогами прошедшей недели и планами на предстоящую учебную неделю.
По завершении линейки ученики разошлись в классы на внеурочные занятия "Разговоры о важном". Тема сегодняшнего занятия «Арктика — территория развития».
Цель: развитие у обучающихся представлений о том, какое значение имеет Арктика для развития России и почему важно осваивать этот регион; знакомство с российскими исследователями Арктики, атомным ледокольным флотом и проектами развития этой территории.
История исследования и освоения Арктики — особая страница в истории России. Земли этого снежного региона, примыкающего к Северному полюсу, издревле привлекали путешественников и исследователей. Не стали исключением и русские мореплаватели. Среди них Семен Челюскин, Витус Беринг, братья Дмитрий и Харитон Лаптевы и многие другие. В ходе морских походов они нанесли на карту почти всё русское побережье Ледовитого океана.
В 2025 году исполняется 500 лет с начала освоения Россией Северного морского пути. Кроме того, 28 февраля будет отмечаться большой праздник — День Арктики, который появился в 2011 году для привлечения интереса к самому северному региону нашей планеты.
О том, как проходило освоение Арктики и чем уникален этот регион, поговорили с обучающимися в рамках нового урока «Арктика — территория развития». Его задачей обозначено формирование представлений об Арктике и значении этого региона для развития страны и укрепления позиций России на международной арене. Партнером занятия выступила госкорпорация «Росатом». Освоить тему урока помогли интерактивные игры и просмотр тематических видеороликов.
В 1–2-х классах беседа началась с просмотра фрагмента мультфильма «Умка». Ребята угадывали, где происходит действие. В продолжение они узнали о тех, кто там живет и работает, а также о том, что привлекало людей в этих холодных и опасных краях. Отдельно поговорили о кораблях, способных проходить сквозь толстые льды северных морей. Больше узнать о ледоколах в формате видеоинтервью ребятам помог капитан атомного ледокола «50 лет Победы» Руслан Сасов.
Учеников 3–4-х классов ждал более подробный рассказ об атомном ледокольном флоте России, которому в прошлом году исполнилось 65 лет. Юбилей отмечался в начале декабря в годовщину сдачи в эксплуатацию первого в мире атомного ледокола «Ленин». Продолжило урок знакомство с научно-просветительским проектом «Ледокол знаний», в рамках которого школьники смогли отправиться на «край земли», и викторина «Арктика: правда или вымысел?».
Школьники 5–7-х классов посмотрели презентацию о странах, которые имеют территории в Арктической зоне. Также в ходе урока ребята узнали, как видит стратегическое значение Арктики президент России, и посмотрели видеоролик «Российская Арктика».
В 8–9-х классах с учениками поговорили о развитии Северного морского пути и современных ледоколах, в том числе о новейшем атомоходе «Ленинград», строительство которого началось в январе 2024 года. Затем ребята порассуждали о будущем Арктики и предположили, в каких областях экономики, связанных с развитием Арктики, они могли бы представить свое будущее.
В 10–11-х классах обсудили Стратегию развития Арктической зоны и план развития одной из важнейших территорий Российской Арктической зоны — Мурманской области. Также на уроке поговорили об арктических профессиях, связанных с особенностями и условиями жизни в суровом климате.
Арктика – суровый край, который испытывает человека на прочность, взамен предоставляя невероятные возможности для развития отечественной науки, экономики и культуры. История её освоения – это подвиги первопроходцев, мужество исследователей и мощь современных российских технологий, которые позволяют нам продолжить изучение этой уникальной территории. Сегодня Арктика является стратегическим рубежом России и зоной особой ответственности за сохранение уникальной природы и традиционной культуры народов Севера.